Об итальянской поэзии

(статья из книги Н.Рыжак "Итальянская грамматика в стихах и песнях")

Итальянская поэзия уходит корнями в латинскую. Античная поэзия основывалась на квантитативной метрике: чередовании длинных и кратких слогов. Кроме того, большое значение имел стихотворный размер, выбор которого зависел, в первую очередь, от жанра произведения. Для всей последующей итальянской поэзии будет характерно соблюдение строгой метрической структуры, особой для каждого поэтического жанра. Так, сонет, баллада или канцона будут отличаться друг от друга, прежде всего, количеством строф и порядком рифмовки, и лишь во вторую очередь - особенностями тематики и стиля.

В раннее Средневековье поэзия в Италии переживает упадок, связанный с общим кризисом экономики и культуры данного периода. Литературное творчество в эту эпоху носило преимущественно устный характер. Это времена странствующих трубадуров, бардов, воспевающих подвиги античных героев и рыцарей. Под влиянием французской и провансальской поэзии, итальянские трубадуры слагают песни о подвигах Карла Великого, короля Артура и рыцарей Тристана и Роланда. Не угасло в средневековую эпоху и народное творчество. В этот период рождается жанр итальянской баллады (laballata), основанный на искусстве хорового пения. Позднее баллада потеряет связь с музыкой и станет чисто литературным жанром, который получит большое распространение в итальянской литературе последующих эпох.

Самые ранние поэтические произведения на итальянском языке, дошедшие до нас, датируются XIII веком. Речь идет, конечно, не о современном итальянском языке, а о так называемой «разговорной», или «народной», латыни (ilvolgare) в ее многочисленных региональных формах, из которых постепенно формировались различные диалекты итальянского языка. Одним из первых авторов, создавшем поэтические произведения на диалекте, а не на официальной латыни, был святой Франциск Ассизский (SanFrancescod'Assisi, 1182 - 1226), автор знаменитой «Песни о солнце» (IlCanticodiFrateSole,илиIlCanticodelleCreature).

В XIII веке наиболее важным центром культуры и искусства в Италии была Сицилия. Здесь, при дворе норманнского короля Фридриха II, создают свои произведения выдающиеся поэты Сицилийской школы, заимствовавшей от трубадуров куртуазное понятие о возвышенной любви. Выдающимся представителем Сицилийской школы был Якопо да Лентини (JacopodaLentini, 1210 - 1260), создатель нового поэтического жанра, сонета (ilsonetto), которому было суждено на столетия определить облик итальянской поэзии.

Большую популярность сонет приобрел в Тоскане, у поэтов Нового Сладостного Стиля (DolceStilNuovo или Stilnovismo). Это направление венчает средневековую куртуазную поэзию. Продолжая сицилийские традиции, тосканские поэты создают новый стиль, предъявляющий жесткие требования к лексике, риторическим приемам и метрике стиха. В рамках Нового Сладостного Стиля начал свой творческий путь и флорентинец Данте Алигьери (1265 - 1321), автор «Божественной комедии» ("La Divina Commedia"), которому было суждено вывести итальянскую поэзию на мировой уровень и заложить основы национального литературного языка.

Жанр сонета используется в XIII веке не только для создания лирических произведений: тосканский поэт Чекко Анжольери (CeccoAngiolieri, 1260 - 1310) создавал на метрической основе сонета комические и сатирические произведения. Этот поэт, принадлежащий к так называемой «шуточной» поэзии (poesiaburlesca) пародировал и высмеивал стиль и тематику куртуазной поэзии Нового Сладостного Стиля. Джордано Бруно (GiordanoBruno, 1548 - 1600) и Томмазо Кампанелла (TommasoCampanella, 1568 - 1639) создавали на метрической основе сонета произведения политического и философского содержания.

Благодаря сборнику лирики ("Il Canzoniere") Франческо Петрарки (FrancescoPetrarca, 1304 - 1374), воспевшего любовь поэта к прекрасной Лауре, сонет стал основным жанром итальянской поэзии и, преодолев границы Италии, занял свое место во французской, испанской, немецкой и английской литературе. Петрарку часто называют первым поэтом Возрождения.

Помимо сонета, тосканская поэзия позднего средневековья широко прибегает к жанру баллады, обновленному Гуиттоне д'Ареццо (Guittoned'Arezzo, 1235 - 1294). Вершиной в этом жанре принято считать творчество тосканского поэта, принадлежавшего к течению Нового Сладостного Стиля, Гуидо Кавальканти (GuidoCavalcanti, 1250 - 1300).

В XV - XVI веках поэзия в Италии развивается при дворах правителей, покровительствовавших искусству. Меценатами были, например, Феррарские герцоги Д'Эсте, при дворе которых работал прославленный поэт Лудовико Ариосто (LudovicoAriosto, 1474 - 1533), автор рыцарской поэмы «Неистовый Орландо» ("Orlando Furioso"), которую можно смело назвать первым в истории литературы «бестселлером». При дворе герцогов Д'Эсте творил и Торквато Тассо (TorquatoTasso, 1544 - 1595), автор эпической поэмы «Освобожденный Иерусалим» ("Gerusalemme liberate").

Флорентийский герцог Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным (LorenzoMedici, ilMagnifico, 1449 - 1492), также выдающийся покровитель искусств, и сам был незаурядным поэтом. К его кругу принадлежал Анджело Амброджини, называемый Полициано (AngeloPoliziano, 1454 - 1494). Замечательным поэтом был тосканский скульптор Микеланджело Буонарроти (MichelangeloBuonarroti, 1475 - 1564), в поэзии которого явственно прослеживается влияние его гениальных предшественников и соотечественников - Данте и Петрарки.

Поэзия XV и XVI веков - часть культуры Гуманизма, когда в моду входит культура Античности. Петрарка, Полициано и многие другие видные поэты-гуманисты изучают и восстанавливают латинскую поэзию и сами пишут произведения не только на итальянском, но и на латинском языке.

В XVII веке в Италии создается немало литературных произведений, но настоящих шедевров среди них нет. Это эпоха барокко, характеризующаяся вычурностью, гротеском, любовью к сложным метафорам и аллегориям, превалированием эстетики над внутренним наполнением. Среди авторов этого периода можно отметить придворного поэта Джамбаттиста Марино (GiambattistaMarino, 1569 - 1625). В этот период рождается и приобретает популярность оперный жанр (ilmelodramma); многие тексты Марино легли в основу первых оперных либретто.

В XVIII веке знаменитым либреттистом был поэт Пьетро Метастазио (PietroMetastasio, 1698 - 1782). Метастазио - виднейший представитель итальянского классицизма, направления, противостоящего эстетике барокко, стремящегося к подражанию лучшим образцам прошлого «высокого» искусства (в итальянской поэзии это поэты-гуманисты Франческо Петрарка, Лоренцо Великолепный, Анжело Полициано).

На смену Классицизму приходит новое художественное направление: Романтизм, привнесшее в литературу обновление форм и тематики. В Италии Романтизм связан с набирающим силу национально-освободительным движением. Наиболее яркими представителями итальянской поэзии Романтизма можно считать Джузеппе Парини (GiuseppeParini, 1729 - 1799), Уго Фосколо (UgoFoscolo, 1778 - 1827), Витторио Альфиери (VittorioAlfieri, 1749 - 1803), Алессандро Мандзони (AlessandroManzoni, 1785 - 1873). Вершиной итальянской поэзии этого периода принято считать глубокую и торжественную лирику Джакомо Леопарди (1798 - 1837). Виднейшим представителем итальянской поэзии XIX века был также Джозуэ Кардуччи (GiosueCarducci, 1835 - 1907), принадлежавший к течению неоклассицизма.

В конце XIX - начале XX века происходит существенное обновление итальянской поэзии, которая начинает отходить от социально-политических проблем и уделяет все больше внимания анализу внутреннего мира, чувств и эмоций поэта. Это особенно ярко проявилось в литературе эпохи Декаданса, наиболее значительными представителями которой в итальянской поэзии являются Джованни Пасколи (GiovanniPascoli, 1855 - 1912) и Габриэле Д'Аннунцио (GabrieleD'Annunzio, 1863 - 1938). Этим поэтам свойственен особый неповторимый символизм, причем если поэзию Пасколи отличают сентиментальность и почти детская наивность, то эстетизм, присущий Д'Аннунцио, агрессивен и чувственен.

Итальянская поэзия конца XIX - начала XX века переживает период активного творческого поиска: в этот период появляются и расцветают различные литературные направления, такие как Символизм, Герметизм, Импрессионизм, Футуризм, Сюрреализм, Эстетизм, Минимализм. Поэты начинают экспериментировать со словом, отходя от устоявшихся ритмических и метрических схем, так долго определявших форму итальянской поэзии. Теперь поэты решаются на создание произведений, нарушающих все каноны. Появляются и стихи, в которых рифма и вовсе отсутствует, а деление текста на строки произвольно и хаотично. В итальянской поэзии XX века превалируют именно «белые» стихи.

Поэтами-новаторами, стоящими у истоков современной итальянской поэзии, были Гуидо Гоццано (GuidoGozzano, 1883 - 1916), Коррадо Говони (CorradoGovoni, 1884 - 1965) и Альдо Палаццески (AldoPalazzeschi, 1885 - 1974), представители так называемой «сумеречной» поэзии (ilCrepuscolarismo), для которой характерна тема разочарования и монотонности жизни. В дальнейшем Говони и Палаццески примкнули к движению Футуризма. Одним из основоположников современной итальянской поэзии является и Джузеппе Унгаретти (GiuseppeUngaretti, 1888 - 1970), виднейший представитель «Герметизма», характеризующегося стремлением к иносказательности, туманности. Итальянский Минимализм представлен творчеством замечательного поэта Анжоло Сильвио Новаро (AngioloSilvioNovaro, 1866 - 1938), а женскую поэзию конца XIX - начала XX века олицетворяет Ада Негри (AdaNegri, 1870 - 1945). Стихи Ренцо Пеццани (RenzoPezzani, 1898 - 1951), писавшего также и для детей, проникнуты религиозным чувством, размышлением над различными аспектами христианской доктрины.

В середине XX века в итальянской культуре господствует Неореализм. Это период осмысления драмы фашизма и Второй мировой войны. Здесь стоит отметить имя Сальваторе Квазимодо (SalvatoreQuasimodo, 1901 - 1968), отошедшего в годы войны от Герметизма ради новой поэзии, проникнутой духом Сопротивления. Тот же путь от герметической поэзии к реализму отличает другого выдающегося поэта, Альфонсо Гатто (AlfonsoGatto, 1909 - 1976). Гатто писал также стихи для детей.

Вершиной итальянской поэзии второй половины XX века принято считать творчество Еуженио Монтале (EugenioMontale, 1896 - 1981), лауреата Нобелевской премии по литературе 1975 года. Вклад в развитие итальянской поэзии второй половины XX века внесли также Умберто Саба (UmbertoSaba, 1883 - 1957), Чезаре Павезе (CesarePavese, 1908 - 1950), Пьер Паоло Пазолини (PierPaoloPasolini, 1922 - 1975), Аттилио Бертолуччи (AttilioBertolucci, 1911 - 2000), Элио Фьоре (ElioFiore, 1935 - 2002).

Говоря об итальянской поэзии XX века, необходимо отметить также поэтов, писавших для детей, прежде всего Джанни Родари (GianniRodari, 1920 - 1980), внесшего первостепенный вклад в развитие итальянской детской литературы. Впрочем, итальянская детская поэзия богата на имена: Роберто Пьюмини (RobertoPiumini, 1947), Бруно Тоньолини (BrunoTognolini, 1951), Россанна Омбрес (RossannaOmbres, 1931 - 2009), Лина Шварц (LinaSchwarz, 1876 - 1943), Элве Фортис де Иеронимис (ElveFortisdeHieronymis, 1920 - 1992)...

 

Новости

В издательстве "АСТ" вышла книга Н. и Е. Рыжак "Самоучитель итальянского языка для начинающих + аудиоприложение". Ранее эта книга издавалась этим же издательством под названиями "Итальянский язык для начинающих + CD" и "Популярный самоучитель итальянского языка". 

В издательстве "Эксмо" вышла новая версия книги "Самоучитель итальянского языка" Натальи и Елены Рыжак. Новое издание снабжено диском с записями всех текстов. Кроме того, в каждом уроке Самоучителя появились аудиозадания. Самоучитель имеет новую обложку, новое оформление и новое название ("Самоучитель итальянского языка для тех, кто действительно хочет его выучить").

В издательстве "Эксмо" в авторской серии Натальи и Елены Рыжак "Итальянский +" вышла новая книга Натальи Рыжак "Самоучитель-детектив"! Детективная фабула учебных диалогов; аудиоспектакль, озвученный носителями языка; оригинальная и современная методика и приятное оформление: в книге присутствуют все необходимые ингредиенты для того, чтобы изучение итальянского языка стало для вас еще более захватывающим и эффективным!

Предлагаю вам послушать аудиозаписи к нескольким главам книги: Capitolo 6 и Capitolo 11.

В издательстве "Эксмо" вышла новая версия книги Натальи Рыжак "Итальянская грамматика в стихах и песнях". Второе издание книги снабжено диском с записями стихотворений (их читают носители языка). Что касается песен, то их по-прежнему можно послушать на этом сайте. Помимо этого новое издание книги содержит аудиозадания, основанные, конечно же, на поэтическом материале! Книга выходит в рамках новой авторской серии пособий для изучающих итальянский язык Натальи и Елены Рыжак "Итальянский +". 

В издательстве АСТ вышла новая книга Натальи и Елены Рыжак "Итальянский язык для начинающих". Книга имеет при себе аудиоприложение тексты читают носители языка. Это толстый полноценный учебник итальянского языка "с нуля" и до уровня intermedio. Послушать несколько аудиозаписей к книге вы можете здесь