Сколько иностранных слов требуется знать?

Сколько слов достаточно знать, чтобы говорить на иностранном языке? Как учить слова? (из книги Н.А.Рыжак "200 обучающих игр на занятиях иностранным языком") 

Если представить язык в виде здания, то слова - это кирпичи, из которого оно построено, а грамматика - цемент, скрепляющий эти кирпичи. И каким бы прочным не был цемент, дома не построить, если под рукой нет строительного материала в достаточном количестве. Активный словарный запас, используемый в устной речи человека, состоит приблизительно из 1000 наиболее употребительных слов, которые составляют примерно 85% всех слов, используемых в повседневном общении; 3000 слов покрывают 95% употребляемых слов и лишь 5% приходится на редкие слова, специальные термины и т.д. Для чтения текстов средней сложности достаточно знать 2000 слов, тогда как знание лексики в объеме около 3000 лексических единиц позволит вам читать любую литературу и прессу и общаться на достаточно узкие темы.

Это не означает, однако, что в языке так мало слов: словарь писателя составляет несколько десятков тысяч лексических единиц. Например, знаменитый итальянский поэт начала XX в. Габриэле Д'Аннунцио утверждал, что использовал в своих стихах и поэмах около сорока тысяч слов, тогда как репертуар его великого соотечественника Данте Алигьери был намного скромнее: «всего лишь» семнадцать тысяч лексических единиц.

В целом же словарь таких языков, как французский или итальянский, приближается к 300 000 лексических единиц, а в германских языках, в которых немало сложных слов, выражающих понятия, которые в других языках передаются путем использования нескольких лексем, насчитывается до 400 000 единиц. Но «чемпионом» можно считать английский язык, в котором сосуществуют слова германского и латинского происхождения, за счет чего возникает огромное количество синонимов: здесь насчитывается около 500 000 слов!

Многие учащиеся, прежде всего представители старших возрастных групп, испытывают проблемы при запоминании слов. В помощь им предлагается множество методик, направленных на развитие памяти и ассоциативного мышления, а также видеокассеты, использующие эффект «скрытого кадра», якобы влияющего на подсознание. Так или иначе, все эти методики, представляемые как невероятные открытия, долгожданное освобождение от нудной «зубрежки» слов и т.д., на самом деле предусматривают огромные трудозатраты со стороны учащихся. То от них требуют придумать яркие зрительные образы, связанные с изучаемым словом; то им предлагается классифицировать слова по семантическому признаку и разнести их по различным таблицам, после чего попытаться («без труда») запомнить содержимое этих таблиц; то они должны как минимум три раза подряд просмотреть видеозапись, состоящую из сменяющих друг друга на экране иностранных слов (зачастую без перевода на русский язык!), а затем в течение нескольких часов поработать с карточками, на которых напечатаны эти слова. Несмотря на всю «революционность» этих методик, никакого легкого и необременительного способа выучить за короткое время большое количество слов еще не придумано.

Показательным в этом отношении является опыт очень популярной во всем мире методики «Суггестопедия», созданной в Болгарии врачом, педагогом и психотерапевтом Георгием Лозановым. Этот метод получил широкое распространение в США под названием Superlearning. В нашей стране он известен как «Метод активизации возможностей личности и коллектива» или «метод Китайгородской» и используется на интенсивных языковых курсах, основанных на погружении учащихся в языковую среду. Изначально метод Лозанова отличался от большинства коммуникативных методик повышенным интересом к лексическому аспекту. Утверждалось, что учащиеся могут овладеть лексическим запасом в 2000 слов всего лишь за 2 месяца интенсивного обучения иностранному языку. С этой целью учащимся предлагалось, начиная уже с первых занятий, читать тексты больших объемов, которые затем обсуждались на занятии. Одним из видов работы с текстом был и такой: учащиеся удобно располагались в креслах (или даже ложились на пол или на кушетки) и слушали текст, читаемый диктором или преподавателем в определенном ритме под определенную музыку, способствующую расслаблению учащихся. Как утверждал Лозанов, под влиянием музыки эпохи барокко мозг человека входит в состояние, близкое к тому, которое наблюдается у спящего или у находящегося под гипнозом человека. В суггестопедии использовался также аутогенный тренинг и некоторые приемы йоги.

Авторы американской системы Superlearning, использовавшей опыт и идеи Лозанова, пошли дальше: они утверждали, что язык лучше всего учить во сне! Внедренная ими практика прослушивания аудиокурсов во сне оказалась абсолютно неэффективной и вызвала рост скепсиса и недоверия к Суггестопедии в целом. Современные последователи Лозанова практически отказались от попыток расширить словарный запас учащихся путем внушения.

Однако неоспоримым является мнение болгарского психолога о том, что знакомство с лексикой должно осуществляться через текст. Когда слово употреблено в определенном контексте, ученик видит, с каким предлогом или дополнением оно может употребляться и какова его стилистическая окраска. Наконец, чтение текстов обеспечивает многократное повторение слов, что является необходимым условием для их запоминания. Прекрасно запоминаются слова, встретившиеся в стихах, песнях, пословицах.

В наше время все большую популярность получает работа с карточками, на которых написаны иностранные слова. Сразу несколько крупных российских издательств недавно опубликовали сборники «карточек» для изучения слов. Работая с карточками, помните: важно выучить не только звуковую форму иностранного слова, но и помнить его значение! Ведь зачастую, пытаясь запомнить сами слова, мы забываем, что оно значит. На карточках, как правило, есть перевод, но дается всего лишь одно - два значения, тогда как многие слова выражают большее количество понятий, могут быть разными частями речи и т.п. Поэтому, работая над запоминанием слова, бывает полезно заглянуть в хороший словарь и посмотреть, как еще данное слово может переводиться на русский язык. Кроме того, словарь нередко дает хорошие примеры употребления слов в предложениях и словосочетаниях. А о том, как важен контекст для правильного запоминания слова, мы уже сказали.

Новости

В издательстве "Эксмо" вышла новая версия книги "Самоучитель итальянского языка" Натальи и Елены Рыжак. Новое издание снабжено диском с записями всех текстов. Кроме того, в каждом уроке Самоучителя появились аудиозадания. Самоучитель имеет новую обложку, новое оформление и новое название ("Самоучитель итальянского языка для тех, кто действительно хочет его выучить").

В издательстве "Эксмо" в авторской серии Натальи и Елены Рыжак "Итальянский +" вышла новая книга Натальи Рыжак "Самоучитель-детектив"! Детективная фабула учебных диалогов; аудиоспектакль, озвученный носителями языка; оригинальная и современная методика и приятное оформление: в книге присутствуют все необходимые ингредиенты для того, чтобы изучение итальянского языка стало для вас еще более захватывающим и эффективным!

Предлагаю вам послушать аудиозаписи к нескольким главам книги: Capitolo 6 и Capitolo 11.

В издательстве "Эксмо" вышла новая версия книги Натальи Рыжак "Итальянская грамматика в стихах и песнях". Второе издание книги снабжено диском с записями стихотворений (их читают носители языка). Что касается песен, то их по-прежнему можно послушать на этом сайте. Помимо этого новое издание книги содержит аудиозадания, основанные, конечно же, на поэтическом материале! Книга выходит в рамках новой авторской серии пособий для изучающих итальянский язык Натальи и Елены Рыжак "Итальянский +". 

В издательстве АСТ вышла новая книга Натальи и Елены Рыжак "Итальянский язык для начинающих". Книга имеет при себе аудиоприложение тексты читают носители языка. Это толстый полноценный учебник итальянского языка "с нуля" и до уровня intermedio. Послушать несколько аудиозаписей к книге вы можете здесь

В июне 2013 начала выходить газета на итальянском языке, посвященная жизни "итальянской" Москвы - Mosca oggi. В первом номере на странице 30 - интервью с Натальей Рыжак. В последующих выпусках - статьи Натальи Рыжак об итальянском языке в рубрике Formazione.